Воскресенье, 19.05.2024, 21:25
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Мои файлы [16]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ДОКЛАД «Проектная деятельность на уроках физики» 2017год.
[ Скачать с сервера (198.5 Kb) ]31.01.2020, 16:44

Описание технологии проектной деятельности.

Что же такое проект?

Обратимся к свободной энциклопедии Википедии Прое́кт

(от лат. Projectus- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед)

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Историческая справка.

Метод проектов был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком во второй половине XIX в.

Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

В основе методики лежат личностно-ориентированный, системно - деятельностный подходы.

Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на личность учащегося при мотивации, выборе направления и темы работы, формы её представления, оказание помощи в становлении обучаемого как субъекта деятельности.

Системно-деятельностный подход заключается в том, чтобы организовать работу самих учащихся по поиску, изучению, переработке информации и представлению её в заданном виде.

 

Основная цель проектной деятельности:

Научить учащихся:

  • планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить;
  • размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Типы проектов

Существуют различные типы учебных проектов:

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

- практико-ориентированный;

  • исследовательский;
  • информационный;
  • творческий;
  • ролевой.

По количеству участников проекта

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой.

Каждый вид проекта имеет свое преимущество:

  • участие в индивидуальном проекте формируется у учащегося чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества. По продолжительности проекты подразделяются на:

- Мини-проекты, которые могут укладываться в одно занятие или часть занятия.

- Краткосрочные проекты, которые требуют выделения 4 - 6 уроков, используются для координации деятельности участников проектных групп.

- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.

- Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

По уровню интеграции:

монопредметный – выполняется в рамках одной области знания или одного учебного предмета;

межпредметный - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, физика, химия, информатика, экология, биология по определенной теме;

надпредметные - выполняются на основе сведений, не входящих в общеобразовательную программу.

Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, творческий отчет, мультимедиапрезентация.

Основные требования к проекту:

  • наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • оформление конечных результатов.

Разработана схема проекта:

  1. Подготовка к работе над проектом:
  • обоснование возникшей идеи и потребности;
  • определение темы и целей проекта;
  • разработка идеи, вариантов их анализ, выбор лучшей;
  • формирование групп для работы над проектом;
  • планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

  • планирование работы, определение источников информации, исследование, оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

  1. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
  • самооценка, оценка других групп, оценка учителя, оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия:

  • Что мы делали? Как мы делали? Каковы результаты?
  • Каков мой личный вклад в решение проблемы?

6. Заключительный этап.

  • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
  • Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка,

конкурсы, публикация).

В соответствии с выбранным типом учебного проекта следует сразу же определить:

  • основной вид деятельности учащихся и учителей;
  • место проекта в учебном процессе;
  • количество учащихся, необходимых для осуществления данного проекта;
  • примерное время для его выполнения и презентации.
  • Оценивание проектной деятельности.

Выделяется несколько критериев оценивания проекта

  • самостоятельность работы над проектом;
  • актуальность и значимость темы;
  • полнота раскрытия темы;
  • оригинальность решения проблемы;
  • качество презентации проекта;
  • использование средств наглядности;
  • артистизм и выразительность выступления;
  • ответы на вопросы.

Причем необходимо отдельно оценивать оформление и выполнение проекта и отдельно защиту проекта.

В реализации проектов заинтересованы все:

    • учащийся занят работой и развитием своего творческого потенциала с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по физике, с перспективой пополнения Портфолио;
    • педагог заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством;
    • родители – в благополучной успеваемости их ребёнка, а ещё и с «золотыми» руками.

Представление проектной деятельности. Применение проектных технологий подразумевает публичное представление результатов деятельности учащихся. Это участие студентов в научных конференциях, конкурсах, форумах по проектно- исследовательской деятельности на самых различных уровнях, публикация в СМИ, в том числе в сети Internet. Целью которых, является раскрытие творческого потенциала учащихся.

 

Результаты.

  • повысился интерес к изучению физики;
  • ежегодно новые учащиеся включаются в проектную деятельность;
  • повысить количество учащихся в научных конкурсах молодых исследователей «Шаг в будущее в Осетии», «Ступень в Науку»;
  • качество знаний повысилось до 70%;
  • ребята умеют планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить;
  • повысился уровень компьютерных знаний;
  • увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно;
  • идет развитие самостоятельных умений и навыков учащихся,
  • учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации;
  • учащиеся становятся более толерантными;
  • у большинства участников проектов повысилась самооценка;
  • обучающиеся умеют презентовать результаты своего труда.

 

Вывод.

Проектная деятельность учащихся позволяет приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, социолизированным. Сумеет спланировать собственную деятельность, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям.

Современный преподаватель физики, при составлении рабочих программ, должен предложить рекомендуемые темы проектных работ.

Однако перечисляя все преимущества метода проектов стоит указать на сложности, возникающие при его использовании.

Во-первых, возможности применения исследовательского метода ограничены часто характером изучаемого материала, недостаточностью материально-технической базы.

Во-вторых, в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна. Студентам приходится пользоваться предложенным преподавателем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.

В-третьих, при выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у студентов представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо.

И в заключении хочется сказать. Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. Она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего учащегося к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области техники или инженерных наук.

 

Список использованной литературы.

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.— 112 с.
  2. Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6
  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

//Школьные технологии. 2002. №2.

  1. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  3. Сайт учителя физики Кузнецовой Светланы http://lana- kuz.ucoz.ru/load/doklad_quot_proektnaja_dejatelnost_na_urokakh_fiziki_quot/1-1-0-1
Категория: Мои файлы | Добавил: Елена
Просмотров: 225 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright elenavackulina © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz