Описание технологии проектной деятельности.
Что же такое проект?
Обратимся к свободной энциклопедии Википедии Прое́кт
(от лат. Projectus- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед)
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Историческая справка.
Метод проектов был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком во второй половине XIX в.
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
В основе методики лежат личностно-ориентированный, системно - деятельностный подходы.
Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на личность учащегося при мотивации, выборе направления и темы работы, формы её представления, оказание помощи в становлении обучаемого как субъекта деятельности.
Системно-деятельностный подход заключается в том, чтобы организовать работу самих учащихся по поиску, изучению, переработке информации и представлению её в заданном виде.
Основная цель проектной деятельности:
Научить учащихся:
- планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить;
- размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Типы проектов
Существуют различные типы учебных проектов:
В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
- практико-ориентированный;
- исследовательский;
- информационный;
- творческий;
- ролевой.
По количеству участников проекта
- индивидуальный;
- парный;
- групповой.
Каждый вид проекта имеет свое преимущество:
- участие в индивидуальном проекте формируется у учащегося чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества. По продолжительности проекты подразделяются на:
- Мини-проекты, которые могут укладываться в одно занятие или часть занятия.
- Краткосрочные проекты, которые требуют выделения 4 - 6 уроков, используются для координации деятельности участников проектных групп.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.
- Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
По уровню интеграции:
монопредметный – выполняется в рамках одной области знания или одного учебного предмета;
межпредметный - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, физика, химия, информатика, экология, биология по определенной теме;
надпредметные - выполняются на основе сведений, не входящих в общеобразовательную программу.
Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, творческий отчет, мультимедиапрезентация.
Основные требования к проекту:
- наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта;
- структурирование содержательной части проекта;
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- оформление конечных результатов.
Разработана схема проекта:
- Подготовка к работе над проектом:
- обоснование возникшей идеи и потребности;
- определение темы и целей проекта;
- разработка идеи, вариантов их анализ, выбор лучшей;
- формирование групп для работы над проектом;
- планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
- планирование работы, определение источников информации, исследование, оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
- Оценка проекта (несколько уровней оценки):
- самооценка, оценка других групп, оценка учителя, оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия:
- Что мы делали? Как мы делали? Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы?
6. Заключительный этап.
- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
- Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка,
конкурсы, публикация).
В соответствии с выбранным типом учебного проекта следует сразу же определить:
- основной вид деятельности учащихся и учителей;
- место проекта в учебном процессе;
- количество учащихся, необходимых для осуществления данного проекта;
- примерное время для его выполнения и презентации.
- Оценивание проектной деятельности.
Выделяется несколько критериев оценивания проекта
- самостоятельность работы над проектом;
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- качество презентации проекта;
- использование средств наглядности;
- артистизм и выразительность выступления;
- ответы на вопросы.
Причем необходимо отдельно оценивать оформление и выполнение проекта и отдельно защиту проекта.
В реализации проектов заинтересованы все:
-
- учащийся занят работой и развитием своего творческого потенциала с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по физике, с перспективой пополнения Портфолио;
- педагог заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством;
- родители – в благополучной успеваемости их ребёнка, а ещё и с «золотыми» руками.
Представление проектной деятельности. Применение проектных технологий подразумевает публичное представление результатов деятельности учащихся. Это участие студентов в научных конференциях, конкурсах, форумах по проектно- исследовательской деятельности на самых различных уровнях, публикация в СМИ, в том числе в сети Internet. Целью которых, является раскрытие творческого потенциала учащихся.
Результаты.
- повысился интерес к изучению физики;
- ежегодно новые учащиеся включаются в проектную деятельность;
- повысить количество учащихся в научных конкурсах молодых исследователей «Шаг в будущее в Осетии», «Ступень в Науку»;
- качество знаний повысилось до 70%;
- ребята умеют планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить;
- повысился уровень компьютерных знаний;
- увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно;
- идет развитие самостоятельных умений и навыков учащихся,
- учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации;
- учащиеся становятся более толерантными;
- у большинства участников проектов повысилась самооценка;
- обучающиеся умеют презентовать результаты своего труда.
Вывод.
Проектная деятельность учащихся позволяет приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, социолизированным. Сумеет спланировать собственную деятельность, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям.
Современный преподаватель физики, при составлении рабочих программ, должен предложить рекомендуемые темы проектных работ.
Однако перечисляя все преимущества метода проектов стоит указать на сложности, возникающие при его использовании.
Во-первых, возможности применения исследовательского метода ограничены часто характером изучаемого материала, недостаточностью материально-технической базы.
Во-вторых, в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна. Студентам приходится пользоваться предложенным преподавателем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.
В-третьих, при выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у студентов представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо.
И в заключении хочется сказать. Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. Она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего учащегося к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области техники или инженерных наук.
Список использованной литературы.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.— 112 с.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6
- Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
//Школьные технологии. 2002. №2.
- Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Сайт учителя физики Кузнецовой Светланы http://lana- kuz.ucoz.ru/load/doklad_quot_proektnaja_dejatelnost_na_urokakh_fiziki_quot/1-1-0-1
|